Россия, г.Москва

Статьи

К вопросу о многозначности Версаля, как явления культуры
Признание  особого места Версаля в мировом культурном пространстве обусловлено не только его эстетическими характеристиками и полисемантичностью, но и тем, что ценностные аспекты этого уникального дворцово-паркового ансамбля в течение трех веков сопрягаются феноменом «социодинамики культуры» (Альберт Моль).  Такие проявления  социально-культурной динамики, как трансформация картины мира, смена доминирующих в разные эпохи концепций человека, переоценка ценностей и смещение смысловых акцентов в образе жизни и ряд других не могли не отразиться на  реалиях трехвековой истории Версаля – и как уникального  текста культуры, и как особой  знаково-символической системы.  Вот почему Версаль, как многоуровневое и разностороннее явление представляет собой один из интереснейших  объектов культурологического осмысления через призму структурно-семиотического подхода.

Читать подробнее
Версаль, первый культурно-художественный проект Нового времени
Феномен Версаля вот уже в течение трех столетий не только является источником эстетического наслаждения, но и объектом исследований. Неслучайно по решению ЮНЕСКО в 1979 г. Версаль включен в список наиболее значимых объектов мирового культурного наследия. Данное решение носит закономерный характер, поскольку многие параметры  этого дворцово-паркового ансамбля не только ценны сами по себе, но и способствуют его функционированию и в современном мире в качестве «конденсатора культурной памяти» (Лотман).


Читать подробнее
Художественный образ Версаля в кинематографе
Данная статья посвящена версальскому дворцовому комплексу, который  со своей феноменальной поэтической составляющей на протяжении более трех столетий,  являлся источником вдохновения монархов и служителей муз классических видов искусства. С рождением нового искусства – кинематографа, Версаль оказывается  в центре кинокамеры, выступая и как архитектурный фон действия, и как художественный образ, и как самостоятельный «актер» со своими задачами в режиссерском замысле игрового кино.

Читать подробнее
Музыкальная компонента придворной жизни в Версале в эпоху Людовика ХIV
Данная статья посвящена своеобразию музыкального пространства праздничной и повседневной жизни Версаля при Людовике ХIV. Создание и расцвет Версаля в контексте утверждения абсолютизма и духа рационализма, с одной стороны, и  сосуществования в художественной сфере барокко и классицизма, с другой,  значительно повысили статус искусства.

Читать подробнее
ВЕРСАЛЬ КАК УНИКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОБСТВЕННЫХ ИМЕН
Статья посвящена  версальскому  дворцово-парковому комплексу, феномен которого обусловлен не только его художественной ценностью, но и уникальностью связанного с его историей его «пространства собственных имен». Благодаря именам великих деятелей французской культуры эпохи Людовика Х1У  Версаль, сохраняя  до сих пор статус  бесценного памятника культуры, воспринимается  как яркий образец  плодотворного сотрудничества института власти и блестящих мыслителей, проектировщиков, писателей и музыкантов.

Читать подробнее
Феномен версальских празднеств в эпоху Людовика XIV
Цель данной статьи – раскрытие специфики версальских праздников в период правления Людовика XIV, с именем и деятельностью которого связано и усиление государственной мощи Франции, и расцвет искусства. Величие и блеск, магия и парадоксы Версаля позволяют рассматривать этот феномен в качестве первого культурного проекта Нового времени.

Читать подробнее
Феномен демиургов в культуре властителей - Нового Времени
Статья посвящена вопросу об уникальном опыте культурного проектирования, связанном с именами трех европейских монархов Нового времени - Людовика Х1У, Петра 1 и Людвига11. В рамках культурологического подхода рассмотрены мотивационный и деятельностный аспекты феномена властителей-демиургов, благодаря которым произошли позитивные изменения в культурном ландшафте Франции, России и Баварии.

Читать подробнее