Россия, г.Москва

Версаль, первый культурно-художественный проект Нового времени

01.09.2019

Версаль, первый культурно-художественный проект Нового времени

Феномен Версаля вот уже в течение трех столетий не только является источником эстетического наслаждения, но и объектом исследований. Неслучайно по решению ЮНЕСКО в 1979 г. Версаль включен в список наиболее значимых объектов мирового культурного наследия. Данное решение носит закономерный характер, поскольку многие параметры этого дворцово-паркового ансамбля не только ценны сами по себе, но и способствуют его функционированию и в современном мире в качестве «конденсатора культурной памяти» (Лотман).

Кроме того, Версаль наглядно демонстрирует собой высокую степень креативного подхода к гармонизации ценностей природы и искусства, а также возможность сосуществования в едином комплексе мифологического, мистико-религиозного, социального, интеллектуального и художественно-эстетического аспектов мировосприятия.

Важно учитывать как собственно культурную (рационалистическую) обусловленность многих черт версальского комплекса, так и факт его «идеологического подтекста». Эти факторы в соединении с установкой на воплощение таких эстетических категорий, как «прекрасное» и «возвышенное» в немалой степени способствовали достижению синтеза культурных ценностей. Неслучайно Версаль характеризуется рядом французских исследователей (Л. Карпешо. Э. де Ганай и др.) как «сад разума», отличающийся математической выверенностью пропорций и геометрической правильностью.

Интересно и суждение отечественного ученого В.Н. Прокофьева о том, что Версаль строился как художественное воплощение гармоничной социальной утопии и «роскошнейшего театра власти».

О многозначности опыта проектирования Версаля свидетельствует уникальное ценностно-смысловое пространство, каждая грань которого соотносится с определенной символикой и языком искусства. По сути, высказанные Ю.М. Лотманом мысли о «тексте в тексте» находят яркое и убедительное подтверждение в проектировании и создании версальского ансамбля. Согласно замыслу Людовика ХIV, позиционировавшего себя, как известно, в качестве Короля-Солнца и адепта античных традиций, весь процесс постепенного трудоемкого строительства превращения охотничьего замка его отца в роскошный комплекс был пронизан двумя ключевыми идеями: сакрализации абсолютизма и синтеза природных красот и художественных ценностей. Под влиянием выдающегося философа и поборника классицистической модели культуры Рене Декарта вся морфология Версаля соотносилась с вечными проблемами бытия.

«Для своих создателей и обитателей дворцово-парковый комплекс 18 века был грандиозной «книгой». Большие и малые дворцы стали её главами, парадные анфилады – разделами, залы – страницами, а скульптуры, картины, мебель – абзацами и фразами. Риторический принцип порождения художественного текста приобрел здесь невероятный размах, как-будто время, необходимое для оформления слова, мысли, текста, стало пространством» [2.245]

Семантика Версаля «питалась» концептуальным комплексом, который включал в себя соотносимые друг с другом: социальные мотивы абсолютизма и мифо-поэтические традиции, солярный культ и веру в разумные начала мироустройства, представления об идеале совершенства и установки на создание художественных шедевров в пространстве всего ансамбля, как целост-ного явления культуры. Эстетическое воплощение этого комплекса осуществлялось на барочно-классицистической основе, благодаря чему Версаль и в прошлом и в настоящем поражает своим великолепием, изысканностью «культурного символизма» (Лотман). В произведениях и предметах искусства, художники и скульпторы воплощали образы и сюжеты древней греко-римской мифологии, а образ Аполлона и его прославление был положен в основу прославления короля, и соответственно, прославления и пропаганды национального величия и могущества Франции, которая после успешных военных компаний и дипломатических успехов в период европейских войн в правлении Людовика ХIV, (вплоть до войны за Испанское наследство), становится могущественной влиятельной страной Европы, а монарх и его двор, вызывают восхищение и служат примером для подражания. Художники представляют короля не только в образе Аполлона, но также и в образах других богов и героев греческой культуры и пантеона, Марса, Меркурия, Персея. Но именно, солнце с испускающимися лучами становится символом Версаля, и «сияет» в его истории, наряду с королевскими лилиями во дворце и в парке, в золотой лепнине, в мраморе и в камне, в зеркалах и окнах, в парче и в бархате.

Ни одно дворцовое сооружение, кроме Версальского комплекса, невозможно назвать столь космополитичным, получившим внушительный отклик не только в европейской, но и в мировой истории культуры и в повседневной жизни. Версаль начинает свою историю в художественной и в светской культуре Франции 18 века, как ослепительно зрелищный и впечатляющий Дом короля, являясь «собранием и выставочным центром» достижений художественной жизни страны и его развития.

Поскольку в укладе Версаля и его обитателей – самого короля и придворной аристократии органично сочетались официоз и ритуальность, повседневные обязанности и праздничные элементы, музыкальное искусство было включено в образ жизни, различными во всем объеме жанров и выразительных возможностей. Более того, многие достопримечательности Версаля несут на себе печать пиетета перед музыкальным искусством.

Уникальность музыкальной компоненты образа жизни в Версале проявляется и в целенаправленном использовании всего арсенала средств - инструментальных и вокальных как самих по себе, так и в блестящем взаимодействии с танцем и такими театральными формами, как балет и комедия. И потому есть все основания утверждать, что в Версале музыка царила не только на балах и в качестве неотъемлемого элемента королевского церемониала и военных парадов, но и в такой синтетической форме, как театр-балет.

Этому обстоятельству в значительной степени способствовало многолетнее содружество Людовика ХIV с выдающимися деятелями французской культуры ХVII века – архитекторами и скульпторами, драматургами и музыкантами. В течение первых десятилетий правления, в искусстве будут блистать их имена; имена Мольера, Люлли – человека –оркестра, стоящего во главе Академии Музыки, балетмейстера Пьера Бошана, (1631-1705), хореографа и танцовщика Луи-Гийома Пекура (1653-1729), драматурга, поэта и либреттиста Филиппа Кино,(1635 – 1688); незаурядных людей, создающих «большое искусство», в котором появляются новые рода сценического действия – комедия-балет и опера-балет.

Раскрывая значимость музыкальной компоненты феномена Версаля, важно иметь в виду, что ее включенность в жизнь Людовика Х1У и придворной аристократии носила не столько событийно-знаковый, сколько органичный характер.

Музыка бытовала в социально культурном и эстетическом пространстве огромного и великолепного дворцово-паркового ансамбля, как неизменный факт. Магия Версаля в немалой степени обусловлена и такой его культурно-художественной сферой, как театрализация и интенсивность игрового начала. Все в устройстве и атмосфере этого ансамбля способствовало тому, чтобы и Homo Sapiens (Человек разумный) и Homo Ludens (Человек играющий) «соединились» в галантном поведении и ритуальных формах общения в одной личности. Если к этой установке на гедонистическо-игровой и театрально-эстетический аспекты образа жизни короля-солнца, его домочадцев и знатных гостей добавить укоренившуюся традицию существования в пространстве искусства, то можно утверждать, что многозначность культурного опыта Версаля носит в ряде своих проявлений уникальный характер. Неслучайно многие исследователи Версаля отмечают: он вошел в мировую историю не только архитектурными скульптурными шедеврами, но и искусством развлечений (театральными постановками, музыкой, балетом и прогулками в садах, а также розыгрышами различного вида).

Эстетический и психологический эффект версальских праздников достигался комплексом культурных форм и технологических приемов. Так, «Услады заколдованного острова» в 1664 году, «Большой королевский дивертисмент» 1668 года, торжества 1674 года были проведены на высоком постановочном уровне и техническом мастерстве, и стали примерами для придворных торжеств в королевствах Европы. Роскошная Карусель, концерты, речитативы, балетные выступления, «комедии с танцами», театральные чудеса с механизированными машинами, гастрономические удовольствия в великолепных интерьерах и подсветкой, постановочные фейерверки, огненные спектакли, катания в гондолах – вот далеко не полный перечень праздничных увеселений в версальских садах, боскетах и гротах. Творческое отношение к досугу, как культурной ценности обогащало жизненное пространство хозяев и посетителей Версаля. Традицию трансформации праздного типа свободного времени в празднично-игровое пространство досуга переняли потом многие европейские монархи и знатные люди. В России эта традиция была заложена петровскими ассамблеями.

Еще одна особенность рассматриваемого проекта – жизнеспособность Версаля, его притягательность и «энергетика» эстетического воздействия. «И в целом Версаль – не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма влюбленного в природу человечества, властвующего над этой природой. Версаль храм, Версаль достоин быть местом паломничества» [1.15]

И в ХХI веке процесс культурного влияния Версаля на проективную деятельность не завершен, и как истинное произведение искусства в свою очередь, присутствует и находит новую жизнь в произведениях искусства практически во всех дисциплинах. От классических - живописи и поэзии, до современных арт –направлений и продуктов массовой культуры, являясь источником необычайного вдохновения, предметом обожания и восхищения художников, поэтов, архитекторов; в человеческих умах и творческих натур вот уже больше трех столетий.

Слово « Версаль» стало новым знаком в семиосфере культуры последующих веков. На всех языках мира этот знак передает информацию или содержание о сотнях объектах; сообщает, определяет, характеризует и представляет огромное количество свойств и предметов. Названия фирм, оздоровительные центры, строительные компании, комплексы, объекты питания, товары потребления и услуги – вот десигнат нового знака «Версаль».

Любопытный обзор без какой-либо классификации: московский фитнес клуб «Версаль», межкомнатные двери, хрустальная икорница «Версаль», компостер ландшафтный, кованый стол «Версаль», кухонный уголок, бокалы «Версаль», отель «Версаль» на Тверской в Москве, бильярдный стол, чайник стеклоэмалевый «Версаль», обои, выкатной диван, швейная машинка рукавного типа «Версаль», телефон кнопочный «Версаль», горячий шоколад «Версаль» в упаковке, кожаный чехол для телефона, ТРЦ «Версаль» в Ульяновске, набор фарфоровых тарелок «Версаль», ресторан кавказской кухни «Версай» в Москве на Тверской, кухонная мебель, спальня «Версаль», рекламно-информационный журнал «Версаль», ювелирный клуб «Версаль», клуб красоты «Версаль», жилищный комплекс «Версаль» в С-Петербурге, керамическая плитка, камин, часы «Версаль», сервисная компания «Версаль» - сервисные услуги для госструктур и коммерческих организаций, лингвистический центр «Версаль» и т.д. и тому подобное и не подобное!

Тем не менее, отмеченные тенденции не могут «перекрыть» собой тот уникальный продуктивный и великолепный опыт соединения природы и искусства в едином смысловом и символическом пространстве, который связан с Версалем – и как текстом культуры, и как с одним из достижений мировой культуры.

Список литературы:
1. Версальские грезы Александра Бенуа. Альманах. Вып.274. Государственный русский музей. Редактор А.Рудакова. 2010.-15с.
2. Никифорова Л.В. Чертоги власти. Дворец в пространстве культуры. Искусство-СПБ. 2011.- 245с.


Возврат к списку статей